Вход Регистрация FAQ Пользователи Поиск Список форумов Форум жителей Красногорского района
Добро пожаловать на форум жителей Красногорского района

Список форумов Форум жителей Красногорского района » Новости » Земельный участок под многоквартирным домом
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Земельный участок под многоквартирным домом
СообщениеДобавлено: Сб Мар 21, 2015 1:59 am Ответить с цитатой
MM


Репутация: 0    
Зарегистрирован: 18.02.2013
Сообщения: 759




ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
Главная Адвокат по земельным спорам Аналитические статьи земельных юристов Земельные юристы - финансисту ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
Вопрос о правах на землю под МКД остается насущным, в первую очередь - для собственников помещений. Одна из причин заключается в том, что он имеет ключевое значение для определения момента возникновения обязанности по уплате земельного налога, а также для произведения расчетов за аренду этой земли. О практических проблемах, связанных с законным владением земельными участками под МКД, свидетельствует многочисленная арбитражная практика, в том числе на уровне Президиума ВАС РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, возникает у собственников помещений в МКД в силу закона:
- с даты вступления в силу ЖК РФ (с 01.03.2005) - в отношении участков, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
- с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета - в отношении участков, не сформированных до 01.03.2005 <1>.
--------------------------------
<1> МКД, введенные в эксплуатацию после 01.03.2005, принимаются комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие дома.

Если быть точнее, законодатель выбрал формулировку "участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД". Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13147/09, такая передача земли в общую долевую собственность не предусматривает издания уполномоченным органом нормативного акта. Об этом же четко сказано в п. 66 Постановления N 10/22 <2>: каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
--------------------------------
<2> Постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Права на землю под новостройками

28 марта 2012 г. на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 N 11642/11, в котором были сделаны важные выводы относительно статуса земельного участка под домом, введенным в эксплуатацию. Так, застройщик получил землю в аренду для возведения МКД. После того как дом был построен, а помещения - переданы дольщикам, застройщик и публичный собственник земли подписали соглашение о расторжении договора аренды и акт приема-передачи участка арендодателю. Однако управление Росреестра отказало в погашении регистрационной записи об аренде. Обоснование чиновников было следующим: на момент обращения в реестр были внесены не все записи о государственной регистрации прав на помещения в МКД, в связи с чем право аренды земли осталось обремененным ипотекой в пользу участников долевого строительства. Суды трех инстанций поддержали застройщика. Президиум ВАС РФ отменил эти судебные акты, отметив: хотя выводы судов и не противоречат закону, ими не были учтены еще некоторые важные положения, а именно приведенные выше нормы о возникновении права собственности на землю под МКД и, кроме того, правило о признании регистрации права собственности на помещение в МКД одновременной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ), а также разъяснения, данные в Постановлении N 10/22. Все эти нормы позволили Президиуму ВАС РФ заключить: земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц, а мэрия утрачивает право на распоряжение им. Таким образом, заключение соглашения о расторжении договора аренды между застройщиком и мэрией и возврат участка мэрии невозможны. Недопустимо и распоряжение этими лицами участком. Более того, с момента возникновения у собственников помещений в доме общей долевой собственности на земельный участок договор аренды этого участка должен считаться прекратившим свое действие на основании ст. 413 ГК РФ <3>, поскольку возникновение права собственности на помещения влечет не только возникновение права общей долевой собственности на землю, но и переход к собственникам помещений права аренды этого участка. Поэтому и застройщик, и мэрия, и любой из собственников участка вправе обратиться в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прекращения договора аренды.
--------------------------------
<3> В данной статье сказано о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице.

Позиция Президиума ВАС РФ. Сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок под вновь построенным домом поступает в общую долевую собственность собственников помещений в нем с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в МКД.

Кстати, именно из этого принципа исходят арбитры в спорах о взыскании представителем публичного собственника земли сумм арендной платы с застройщика после ввода МКД в эксплуатацию. Они полагают, что земля перешла в собственность бывших дольщиков, соответственно, застройщик перестал пользоваться земельным участком, а публичное образование утратило право на взыскание арендной платы (Постановления ФАС ПО от 28.02.2011 по делу N А49-2793/2010, ФАС СЗО от 08.02.2012 по делу N А56-66160/2009, от 27.12.2011 по делу N А56-7453/2011). Если застройщик возводит несколько МКД (корпусов в жилом комплексе) на предоставленном ему в аренду земельном участке, по мере ввода в эксплуатацию каждого дома арендные правоотношения прекращаются в соответствующей части, взыскивать арендную плату за весь первоначально предоставленный под застройку участок нет оснований (Постановления ФАС МО от 23.05.2011 N КГ-А40/4023-11, ФАС ПО от 29.04.2011 по делу N А12-14473/2010). Также нельзя продлевать договор аренды в отношении всего участка, часть которого занята сданными в эксплуатацию МКД (Постановление ФАС ДВО от 26.04.2011 N Ф03-1190/2011).
Примечательно, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.01.2012 N 11642/11 пришел к выводу о переходе в собственность собственников помещений земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет еще до возведения МКД и предоставленного в аренду с целью строительства дома. Этот момент весьма важен, поскольку формирование участка именно для эксплуатации дома, а не для его строительства может стать необходимым условием для возникновения права общей долевой собственности на землю под МКД. Кстати, в споре, рассмотренном ФАС ЗСО (Постановление от 24.06.2011 по делу N А70-8899/2010), представитель публичного собственника обосновал свое требование о взыскании арендной платы с застройщика именно тем, что под сданным в эксплуатацию МКД земельный участок не формировался (участок был сформирован в 2002 г., до сдачи дома в эксплуатацию), следовательно, он не мог перейти в собственность дольщиков. Однако арбитры отвергли эти доводы, указав, что нет требований о формировании иного участка земли. Что касается ФАС СКО, то он в аналогичной ситуации посчитал подобные аргументы существенными и указал: введение в эксплуатацию жилого дома (расположение на части земельного участка жилого дома) не является достаточным обстоятельством, позволяющим определить, в какой части прекратилось арендное правоотношение, поскольку земельный участок... сформирован для целей проектирования и строительства, но не для целей использования многоквартирного дома. Застройщик не подтвердил, что площадь для эксплуатации жилого дома и объектов, входящих в состав общего имущества, соответствует общей площади арендованного земельного участка, поэтому нельзя считать, что у собственников помещений в МКД возникло право собственности на землю, следовательно, арендные правоотношения не прекращены. Таким образом, требования арендодателя о взыскании с застройщика арендных платежей были удовлетворены (Постановление от 26.08.2011 по делу N А32-7776/2010).
Правило о возникновении права общей долевой собственности на сформированный земельный участок под новостройкой работает, даже если такой участок находился в собственности не у публичного образования, а у частного лица (например, у застройщика). После первой по времени регистрации права собственности на помещение в МКД право общей долевой собственности возникает у собственника, одновременно прекращается право собственности на землю у застройщика. Это подтверждает Постановление ФАС СЗО от 31.03.2011 по делу N А56-39901/2010 (оставлено без изменения Определением ВАС РФ от 26.07.2011 N ВАС-9209/11), в котором был признан недействительным отказ управления Росреестра в регистрации прекращения права собственности застройщика на землю. Застройщик мотивировал подачу заявления в Росреестр отказом от права, а суды уточнили: такое заявление застройщика фактически направлено на прекращение в соответствии со ст. 238 ГК РФ права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать.

Использование земли собственниками нежилых помещений

Ранее, когда вся земля в жилой застройке принадлежала публично-правовым образованиям, существовала практика заключения договоров аренды (в том числе с множественностью на стороне арендатора) с собственниками нежилых помещений в МКД. Такие договоры, заключенные до введения в действие ЖК РФ, нельзя признать недействительной сделкой, однако они прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ) в момент возникновения права общей долевой собственности на землю. Соответственно, если участок был сформирован до введения в действие ЖК РФ, обязательство собственника помещения в доме по внесению арендной платы прекращается с 01.03.2005, а если позднее - с даты формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета. Перечисленные начиная с этой даты арендные платежи подлежат возврату собственникам помещений как неосновательное обогащение. Если договор аренды датирован более поздней датой по сравнению с моментом возникновения права общей долевой собственности на землю, он является недействительной сделкой, соответственно, платежи по нему также подлежат возврату собственникам помещений. Эти выводы подтверждают арбитры (см. Постановления ФАС ЗСО от 11.07.2011 по делу N А27-15998/2010, ФАС СЗО от 23.05.2011 по делу N А52-3071/2010, ФАС СКО от 31.08.2011 по делу N А32-15425/2010, от 11.07.2011 по делу N А53-23530/2009, от 22.04.2011 по делу N А32-8569/2010, ФАС УО от 17.11.2011 N Ф09-6843/11, от 26.08.2011 N Ф09-5312/11).
При этом важно учитывать статус нежилого помещения. Например, в Постановлении ФАС МО от 21.07.2011 N КГ-А40/7441-11 решающим фактором при решении спора в пользу арендодателя земли стало то обстоятельство, что нежилое помещение было признано пристройкой, но не частью МКД (нежилое помещение ответчика имеет самостоятельное назначение, не имеющее отношения к жилому дому в смысле положений ЖК РФ, поскольку пристройка имеет отдельный вход, является обособленной и может использоваться автономно от всего дома, несмотря на то что ее наземная часть пристроена к наружной капитальной стене жилого дома и конструктивно (технически) связана с домом частью подвальных помещений, встроенных в жилой дом), а арендованный земельный участок не являлся участком, необходимым для эксплуатации МКД. Следовательно, суды пришли к выводу, что собственник этой пристройки обязан оплачивать аренду земли. Кстати, собственник может использовать выводы арбитров о том, что его помещение не имеет отношения к жилому дому, в решении вопроса об участии в осуществлении расходов на содержание общего имущества в МКД.
Если же участок не был сформирован и в отношении его не был проведен государственный кадастровый учет, земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Данный вывод подтвержден в п. 67 Постановления N 10/22. А это уже свидетельствует о правомерности взимания с собственников нежилых помещений платы за пользование землей (см. Постановления ФАС УО от 19.03.2012 N Ф09-474/12, от 03.06.2011 N Ф09-10686/10-С6). Вместе с тем в Постановлении N 10/22 судьи заключили, что собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под МКД. В частности, муниципалитет не вправе согласовывать размещение на таких участках новых объектов (например, магазинов) (Постановление ФАС ПО от 20.10.2010 по делу N А72-18244/2009). Поскольку собственники помещений в МКД не стали собственниками земли, они также не вправе распоряжаться ею. Получается, что до формирования участка и проведения его кадастрового учета все проекты, связанные с размещением на придомовой территории каких-либо объектов, будут заморожены.
Кроме того, в п. 67 Постановления N 10/22 указано: хотя собственники помещений в МКД и не являются собственниками несформированного земельного участка, они вправе владеть и пользоваться им в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В данном случае собственники помещений являются законными владельцами земельного участка под МКД и имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (ст. 305 ГК РФ).

Плательщики земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 ГК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, являющимися объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в том числе на праве собственности. Вместе с тем, как указал Пленум ВАС РФ в п. 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Выше было упомянуто, что регистрация права собственности на помещение в МКД одновременно является регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом право общей собственности на землю возникает в силу закона независимо от регистрации этого права в реестре. Регистрация права в данном случае носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер (Письмо Минэкономразвития России от 21.12.2011 N Д06-6370). Соответственно, собственники помещений в МКД признаются плательщиками земельного налога с того момента, когда у них возникает право собственности на землю (как говорилось ранее, с 01.03.2005 либо с даты формирования участка и постановки его на кадастровый учет, если это произошло позднее 01.03.2005). Об этом не устает напоминать Минфин России (Письма от 30.03.2012 N 03-05-05-02/67, от 21.04.2011 N 03-05-05-02/22, от 05.03.2011 N 03-05-05-02/12, от 02.02.2011 N 03-05-05-02/06).
Впрочем, собственникам помещений в МКД не придется уплачивать земельный налог до тех пор, пока в реестре зарегистрировано право собственности на участок за застройщиком. Застройщик утрачивает обязанность по уплате земельного налога в отношении части земельного участка, соответствующей доле собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения изменений в реестр в части уменьшения размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на долю собственника помещения в праве общей собственности на земельный участок (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-06/1/837, от 13.12.2011 N 03-05-05-02/64). Однако вспомним Постановление ФАС СЗО от 31.03.2011 по делу N А56-39901/2010, в котором суд признал, что управление Росреестра обязано зарегистрировать прекращение права собственности застройщика на земельный участок (при условии что дом сдан в эксплуатацию, все помещения переданы дольщикам, право собственности хотя бы одного из них зарегистрировано) на основании заявления застройщика об отказе от права собственности. Полагаем, как только из реестра исключается упоминание о праве застройщика на землю, плательщиками земельного налога становятся собственники помещений в МКД.

* * *

Для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под МКД не требуется издания каких-либо специальных актов органами власти, главное - формирование участка и проведение его кадастрового учета. Если это условие выполнено, собственники помещений становятся собственниками и земельного участка. А это означает, что прекращается ранее существовавшее право собственности на эту землю у публично-правового образования или частного лица (застройщика). Соответственно, у публично-правового образования нет оснований для взыскания арендных платежей ни с застройщика, ни с собственников нежилых помещений в МКД, даже если срок действия ранее заключенных договоров аренды еще не истек. Если же участок не сформирован, он по-прежнему находится в собственности публично-правового образования, которое, однако, не вправе распоряжаться землей в той части, которая необходима для эксплуатации жилого дома.

С.Н.Козырева

http://zem-advokat.ru/page_id=1731

Статья немного устарела. С 1 января 2015 года на земельный участок под МКД земельный налог не начисляется
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MM Отправить личное сообщение

СообщениеДобавлено: Ср Май 13, 2015 10:39 am Ответить с цитатой
MM


Репутация: 0    
Зарегистрирован: 18.02.2013
Сообщения: 759




Кому принадлежит придомовая территория?

В настоящее время одним из аргументов в пользу создания ТСЖ является то, что это необходимо для оформления прав на придомовой участок. Свое мнение по этому вопросу высказывает юрист из г. Санкт-Петербурга Н. Федорова.

Статья 36 Жилищного кодекса говорит о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит в числе прочего имущества прилегаю­щий земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. В соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодек­са», если земельный участок сформирован и поставлен на государс­твенный кадастровый учет до введения Жилищного кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственни­ков помещений в многоквартирном доме. Таким образом, земельный участок должен иметь установленные границы и должен быть постав­лен на кадастровый учет, в этом случае земельный участок перехо­дит в общую долевую собственность собственников помещений без какой-либо процедуры предоставления, т.к. такая процедура законом не предусмотрена. Статьей 23 ФЗ «О регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на квартиру (комнату) является одновременно государственной регистрацией права на общее иму­щество в многоквартирном доме, куда входит земельный участок. Право на общее имущество дома, куда входит земельный участок, возникает в силу закона, а не после государственной регистрации, как на квартиру. Это подтверждается письмом Министерства Финан­сов РФ от 17 мая 2006 г. N 03-06-02-02/65. Следует сказать, что если в доме имеются нежилые помещения (встроенные), которые находят­ся в собственности каких-либо фирм, то собственник этого нежилого помещения также имеет право на общее имущество и на земельный участок. Собственником не приватизированных квартир является го­род, а в его лице КУГИ, которому также принадлежит часть общего имущества дома, включая земельный участок. При этом, согласно Жилищному кодексу, никакое общее имущество, и земельный участок в том числе, не может быть отчуждено (продано, подарено и т.д.) отде­льно от квартиры (комнаты) или нежилого помещения, которое нахо­дится в доме (например, магазин на первом этаже многоквартирного дома). Наша санкт-петербургская власть говорит о том, что в городе вся земля (за редким исключением) – государственная (городская). Те, кто прошел суды по уплотнительной застройке, наверно, знают, что представители Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Правительства Санкт-Петербурга утверждают, что под наши дома не было землеотводов. На юридическом языке это означает, что наши дома являются самовольной постройкой (ст. 222 Гражданского кодекса РФ) и, следовательно, по закону подлежат сносу. Представители власти, как всегда, лукавят. По их логике у нас почти весь город является самовольной постройкой.

Таким образом, в первую очередь следует установить, сформированы ли земельные участки придомовая территория) наших домов, т.е. существуют ли земельные участки в установленных границах как объект земельных отношений. Ни один дом в Ленинграде не строился без землеотводов под строительство. С 1959 по 1989 год в Ленинграде действовали «Правила застройки Ленинграда и его пригородов», утвержденные решением Ленгорисполкома от 20 ноября 1959г. № 49-2-п. Эти «Правила застройки» действовали до 1989 года и были отменены в связи с принятием новых «Правил». Согласно «Правилам застройки» 1959 г. решением Ленгорисполкома выделялся земельный участок для строительства и дальнейшей эксплуатации на правах бессрочного пользования. Архитектурно планировочное управление (ныне КГА) на основании решения исполкома Ленгорсовета об отводе застройщику земельного участка составляло акт о предоставлении этого участка в бессрочное поль­зование. Без этого акта застройщик не имел право на использование участка. Трест ГРИИ архитектурно – планировочного управления (АПУ) составлял строительный паспорт, который включал в себя межевой план участка, в котором были указаны грани­цы этого участка «Правилами» было запрещено приступать к использованию земельного участка до установления его границ. Аналогичные положения были закреплены в Земельном кодексе РСФСР 1970года. К акту о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование прикладывался межевой план участка. Без акта бессрочного пользования земельным участком невыдавалось разрешение на строительство, а также не могло быть принято в эксплуатацию построенное здание. Таким образом, под строительство выделялся земельный участок в установленных границах на праве бессрочного пользования, т.е. земельный участок был уже сформирован еще доначала строительства.

После приемки здания в эксплуатацию застрой­щик передавал необходимую документацию на дом в управляющую организацию (ЖЭК, ЖСК и т.д.), в том числе акт об отводе земельного участка и генплан. Поэтому эти документы должны быть у председателя ЖСК (если дом кооперативный) или в ЖЭК (если дом был в ведении местных советов). Кроме того, в ПИБе имеется генплан и Описание зе­мельного участка, т.к. ПИБ ведет технический учет жилищного фонда. Проведение правовой регист­рации всех строений городов и рабочих поселков, независимо от их ведомственной принадлежности, было возложено на БТИ (ПИБ) соответствующих ис­полкомов Приказом Министерства коммунально­го хозяйства РСФСР от 21.02.68 г. № 83. Согласно п.7 Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих и дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной вышеуказанным Приказом, регистрации подлежали строения с обслуживаю­щими их земельными участками, которые законче­ны строительством и находятся в эксплуатации. В то время земельные участки не регистрировались отдельно от строений, единицей учета было домо­владение (дом и земельный участок, как единый объект). Согласно п.8 Инструкции Минкомхоза от 21.02.68 г. основными документами, устанавливаю­щими право собственности на строение, являлись в том числе и акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капиталь­ного строительства и последующей эксплуатации. Форма указанного акта является приложением к Правилам застройки Ленинграда и его пригородов 1959 года. Согласно п.12 вышеуказанной Инструк­ции Минкомхоза БТИ обязано было при регистра­ции строений получить документы, подтвержда­ющие право собственности на строения, а также составить по документам письменное заключение, в котором должны было быть указаны как адрес строения, так и площадь земельного участка по землеотводным документам и последнему обмеру в натуре. Заключение БТИ о принадлежности строе­ния на праве собственности со всеми документами и проектом решения представлялось на рассмот­рение соответствующего исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся, после чего производилась первичная регистрация строения с обслуживаю­щим земельным участком (п. 13 Инструкции Мин-комхоза 1968 г.). Жилые дома вместе с земельным участком передавались на баланс РЭУ, ЖЭК и т.д. для дальнейшей эксплуатации. Согласно «Прави­лам и нормам технической эксплуатации жилищно­го фонда», утвержденным Минкоммунхозом РСФСР 31.12.1968 г. в состав технической документации на объекты, обслуживаемые организациями ЖКХ, вхо­дил технический паспорт на жилой дом (дома) и зе­мельный участок. Аналогичные документы предус­мотрены также ныне действующими «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. № 170. Каждый из нас много лет оп­лачивает уборку придомовой территории, площадь которой определяется по техническим паспортам БТИ, находящимся в ЖЭКах. Таким образом, зе­мельные участки были не только сформированы, но и проходили правовую регистрацию, существу­ющую на тот момент, которая в настоящее время, в соответствии со ст. 6 ФЗ»О государственной регис­трации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.

Следующий вопрос, который имеет значение для собственников помещений в многоквартирном доме: поставлен ли земельный участок на кадастро­вый учет. С 1977 года был введен государственный земельный кадастр ( постановление Совета Ми­нистров РСФСР от 10 августа 1977 г. № 417, которое было отменено только в 1992 году.). Постановление СМ РСФСР № 417 было издано во исполнение пос­тановления Совета Министров СССР от 10.06.77г. № 501 «О порядке ведения государственного земель­ного кадастра», которым было установлено веде­ние государственной земельно-кадастровой кни­ги района (города). В этой земельно-кадастровой книге указывались правообладатель земельного участка, площадь земельного участка, основание пользования земельным участком, а также другие сведения. Таким образом, все земельные участки в установленных границах проходили кадастровый учет в соответствии с указанным постановлением.

Согласно Инструкции о порядке проведения ре­гистрации жилищного фонда, принятой в 1985 г., (п. 1.3.) под домом как объектом правовой регис­трации стало подразумеваться одно или несколь­ко строений с принадлежащими им служебными строениями и сооружениями (или без них), которые расположены на одном земельном участке, под са­мостоятельным порядковым номером по улице, пе­реулку, площади. Право пользования земельными участками, на которых расположены дома с обслу­живающими их строениями и сооружениями, стало регистрироваться отдельно в установленном в со­юзных республиках порядке (п.1.9. Инструкции). В соответствии с Законом РФ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «О плате за землю» собственники земли, зем­левладельцы и землепользователи облагались земельным налогом. Согласно ст. 8 Закона, Инструк­ции Государственной налоговой службы РФ № 29 от 17.04.95 г. налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, обще­ственным, кооперативным, индивидуальным) в гра­ницах городской черты, взимался со всей площади земельного участка. Таким образом, земельный участок в установленных границах, предоставлен­ный для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома, т.е. объект учета в БТИ (ПИБ) являлся объектом налогообложения.

Постановлением Правительства РФ от 25 авгус­та 1992 г. № 622 было отменено постановление Совета Министров РСФСР № 417, было предписано органам исполнительной власти, в том числе го­родов Москвы и Санкт-Петербурга, в 1992–1995 г.г. обеспечить проведение работ по инвентаризации земель, а также было утверждено новое «Положе­ние о порядке ведения государственного земель­ного кадастра», в соответствии с которым сведения о правовом положении земель отражались в госу­дарственной кадастровой книге земель. Работы по инвентаризации земель финансировались за счет средств, поступающих в соответствующие бюд­жеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 622 Роскомземом было раз­работано и утверждено 17 мая 1993 г. «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов», которое определяло основные тре­бования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (населенных пунктов). Основными задачами про­ведения инвентаризации земель являлись выявле­ние всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых учас­тков, выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения, а также установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности. Согласно «Вре­менному руководству…» сбору, изучению и анализу подлежали:


◦материалы геодезических работ и топогра­фических съемок, выполненных на территории на­селенного пункта;
◦сведения генерального плана и другой гра­достроительной документации, правила застройки города, необходимые для проведения инвентари­зации земель;
◦материалы предыдущих инвентаризаций;
◦документы и материалы по отводу земельных участков (в том числе и БТИ);
◦сведения дежурных планов отводов и за­стройки;
◦материалы исполнительных съемок, имею­щие сведения о землепользованиях (землевладе­ниях);
◦материалы и документы, имеющие кадаст­ровое содержание (реестры, таблицы и др.) в раз­личных службах и управлениях коммунального хо­зяйства, благоустройства, озеленения и т.д.;
Особое внимание следовало уделять изучению всех документов и материалов, в том числе проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков города (решение ор­гана власти об отводах, сведения о землепользо­вателях, землевладельцах, акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, результаты произведенных измерений по грани­цам землепользований и др.). В качестве кадастро­вой учетной единицы выступало конкретное земле­пользование (землевладение).

Согласно Указу Президента РФ от 11.12.93 г. № 2130 ведение государственного земельного ка­дастра, начиная с конца 1993 г. и до 1999 года, было возложено на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, учет земель велся в поземельных книгах, выписки из которых, а также дела правоустанавли­вающих документов впоследствии были переданы в ГУ ГБР (ныне – Главное управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на Галерном проезде, д.3). Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержден­ным приказом от 27.12.94 г. на указанный Комитет были возложены проведение инвентаризации зе­мель Санкт-Петербурга, ведение регистрационной (поземельной) книги и государственного земель­ного кадастра. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (КЗРиЗ) был издан приказ № 46 от 10.08.93 г., которым была ут­верждена «Временная инструкция о порядке учета земель, регистрации землевладений и землеполь-зований по фактическому использованию в Санкт-Петербурге», согласно которой учету подлежали все без исключения земельные участки, располо­женные в пределах территории городских земель, изготавливались чертежи границ земельных учас­тков, материалы топографо-геодезических работ передавались в управление земельного кадастра для присвоения земельному участку кадастрового номера. На каждый земельный участок заводилось землеустроительное дело. При этом при форми­ровании правоустанавливающей части землеуст­роительного дела использовались постановления, решения, распоряжения, приказы бывших и су­ществующих органов государственного управления о предоставлении земельного участка; акты о закреплении земельных участков за землепользо­вателями, выданные при приемке объектов в экс­плуатацию, планы земельных участков, межевые планы, планы границ земельных участков, относя­щиеся к конкретным земельным участкам, справки районных ПИБ, БТИ о балансовой принадлежности здания, технические паспорта на участки и здания, оформленные инвентаризационными учреждения­ми. Аналогичные акты с теми или иными вариация­ми были изданы и в других местах.

Следовательно, земельные участки, на кото­рых стоят наши дома, и ранее учтенные в БТИ также проходили кадастровый учет в поземельных книгах, о существовании которых мало кто знает.

2 января 2000 года был принят Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» N 28-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 7 указанного Закона го­сударственный кадастровый учет земельных учас­тков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, являет­ся юридически действительным. Статьей 5 ФЗ «О государственном земельном кадастре» были ус­тановлены сопоставимость и совместимость све­дений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государс­твенных и иных кадастрах, реестрах, информаци­онных ресурсах (следовательно, и в архивах БТИ). Для подготовки и оформления сведений о земель­ных участках, кадастровый учет которых прово­дился до вступления в силу Федерального Закона от 02.01.2000 г., Росземкадастром 10.04.2001 г. были утверждены «Указания для территориаль­ных органов Росземкадастра по проведению ра­бот по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках», в соответствии с которыми составлялся «Перечень ранее учтенных земель­ных участков» в границах каждого кадастрового квартала, «Перечень…» входил в состав инвен­таризационной описи. При составлении «Пере­чня…» использовались в том числе и материалы инвентаризации земель. Для включения в инвен­таризационную опись использовались сведения о земельных участках, содержащиеся в поземель­ных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога (для мно­гоквартирных домов – плательщиками налога яв­лялись организации ЖКХ).

Таким образом, земельные участки, выделен­ные для строительства домов, до вступления в силу ФЗ «О земельном кадастре РФ» являются «ранее учтенными земельными участками», и сведения о них являются юридически действительными в силу ст.7 ФЗ «О земельном кадастре», несмотря на то что эти сведения могут отсутствовать в Едином го­сударственном реестре земель (ЕГРЗ).

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу предоставления сведе­ний о ранее учтенных земельных участках Минис­терством экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости было подготов­лено письмо от 13 сентября 2007 г. за № ВС/1345, которым было разъяснено, что ранее учтенными земельными участками считаются все фактичес­ки занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Фе­дерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О го­сударственном земельном кадастре», по которым вне зависимости от места хранения документов имеются:

•записи в инвентаризационных описях (в час­ти земельных участков, для которых не открыты со­ответствующие подразделы ГРЗ КР);
•оформленные в установленном порядке пра-воудостоверяющие документы (Госакты, Свиде­тельства, договоры аренды и т.п.);
•соответствующее решение о предоставле­нии земельного участка;
•записи в поземельных книгах, журналах уче­та кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;
•сведения в материалах инвентаризации зе­мель, в том числе в материалах инвентаризации зе­мель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России 17.05.1993 г.;
•сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном «Поло­жением о порядке установления границ землеполь-зований в застройке городов и других поселений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 105;
•записи в книгах выдачи «Свидетельств о праве собственности на землю», ведение которых осуществлялось в соответствии с «Порядком вы­дачи и регистрации свидетельств о праве собс­твенности на землю», утвержденным Роскомзе-мом 20.05.1992 г.
Федеральная служба земельного кадаст­ра России издала приказ от 15.06.01 г. за № П\119 «Об утверждении документов земельного кадастра», которым утвердило «Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздел «Земельные участки». Раздел «Зе­мельные участки» предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, в том числе внесения сведений о ранее учтенных земельных участках. При этом сведения о ранее учтенных земельных участках вносились на основании и в соответствии с документами, офор­мленными согласно Указаниям Росземкадастра от 10.04.2001 г. о проведении инвентаризации сведе­ний о ранее учтенных земельных участках, т.е. на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. Никакого проекта межевания не требует­ся, т.к. земельные участки были предоставлены для строительства и дальнейшей эксплуатации наших домов уже в установленных границах, которые не подлежали пересмотру.

Согласно ст.22 ФЗ «О земельном кадастре» све­дения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастро­вый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Феде­рального закона, предоставляются в виде выпи­сок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через де­сять рабочих дней со дня поступления соответс­твующего заявления о предоставлении указанных сведений. Выписки, содержащие сведения об оп­ределенном земельном участке, подготавливают­ся в форме кадастрового плана такого земельно­го участка. Таким образом, поскольку земельные участки, на которых стоят наши дома, имеют ус­тановленные границы, прошли кадастровый учет уже давно (являются ранее учтенными земельны­ми участками), то в силу ст.16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса», ст.36 Жилищного кодекса РФ земельные участки принадлежат на праве собственности собственникам помещений дома. Земельный участок с элементами благоус­тройства и озеленения был включен в состав еди­ного комплекса общего имущества (кондоминиум) еще ФЗ «О товариществах собственников жилья», принятым 15.06.1996 г. Этим Законом было опре­делено, что общее имущество, включая земель­ный участок, не подлежит отчуждению отдельно от права собственности на помещения дома. Вопре­ки мнению городских властей и некоторых неком­петентных судей о том, что мы можем получить в собственность земельный участок только в случае создания ТСЖ, создавать ТСЖ необязательно, право собственности на общее имущество возни­кало независимо от членства в ТСЖ. По этому по­воду Конституционный суд вынес Постановление от 3 апреля 1998 г. № 10-П, в котором указал, что «товарищество как один из возможных способов управления кондоминиумом и членство в нем явля­ются производными (вторичными) по отношению к праву собственности домовладельцев. По смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Фе­дерации, возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от членства в товариществе». ФЗ «О ТСЖ» было определено, что собственники помещений в доме, а не ТСЖ, имеют право на земельный участок в нормативных размерах. Статья 10 ФЗ «О товариществах собс­твенников жилья» устанавливала, что границы зе­мельного участка в кондоминиуме определялись действующим землеотводом. В соответствии с пунктом 2 «Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондо­миниумах», утвержденным постановлением Пра­вительства от 26.09.97г. № 1223, границы дейс­твующих землеотводов не подлежали пересмотру. Понятие «многоквартирный дом», используемое в Жилищном кодексе РФ, является синонимом по­нятия «кондоминиум». Таким образом, законода­тельство не предусматривало пересмотра границ земельного участка (перемежевания), т.е. то, что сейчас нам предлагают сделать органы исполни­тельной власти: перемежевать участок, установив его границы «по обрезу фундамента» или на метр от него. Нормативный размер земельного учас­тка определяется в соответствии с СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», утвержденных приказом Министерства РФ по зе­мельной политике, строительству и жилищно-ком­мунальному хозяйству от 26.08.98г. № 59. ФЗ «О товариществах собственников жилья» было пре­дусмотрено, что органы власти могут распоря­жаться только сверхнормативной землей. Поэтому уплотнительная застройка на придомовых терри­ториях в границах действующих землеотводов на нормативной земле незаконна, т.к. она нарушает права собственности собственников помещений многоквартирного дома; фактически городская власть распоряжается чужой собственностью. В соответствии с Жилищным кодексом право на об­щее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, возникает на момент госу­дарственной регистрации этого права, а в силу закона, – независимо от наличия регистрации права. По желанию собственника помещения пра­во общей долевой собственности может быть за­регистрировано. Для этого следует обратиться в Федеральное агентство кадастра объектов не­движимости и получить кадастровый план ранее учтенного земельного участка. При этом следует запрашивать кадастровый план для регистрации ранее возникших прав (для предъявления в учреж­дение юстиции), т.к. в зависимости от назначения сведений заполняются различные формы кадаст­ровых планов. В нашем случае должны заполнять­ся бланки В.1 – В.4 (четыре бланка). В организа­ции, обслуживающей дом (в Санкт-Петербурге это Жилкомсервис), следует получить документ тех­нического учета, содержащий сведения о составе общего имущества многоквартирного дома.

Материал предоставлен журналом “Коммунальщик” выпуск “3/2008.

http://kommun.rosstroyizdat.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MM Отправить личное сообщение

СообщениеДобавлено: Чт Мар 14, 2019 12:24 am Ответить с цитатой
MM


Репутация: 0    
Зарегистрирован: 18.02.2013
Сообщения: 759




09.07.2018 | Кто должен содержать придомовую территорию? Новое в законодательстве 2018 года

28 июня 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разрешающие вопрос о том, кто несет расходы по содержанию и благоустройству придомовой территории в случае, когда земельный участок под МКД и (или) прилегающий к МКД не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Александрович Кокин анализирует новые поправки, отмечая введение важных понятий в Градостроительный кодекс РФ (например, понятие «прилегающая территория» определена как территории общего пользования), и дополнение Закона № 131-ФЗ новой статьей 45.1, содержащей требования к правилам благоустройства территории муниципального образования. Указанная статья предусматривает возможность участия (в том числе, финансового) собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также устанавливает случаи, когда содержание земельного участка осуществляется не за счет собственников, а за счет органов государственной власти и местного самоуправления.

Видеозапись является фрагментом семинара «Особенности жилищного законодательства: новые нормы, актуальные вопросы», состоявшегося 31 мая 2018 года в Санкт-Петербурге.

https://acato.ru/video/free/20180709/kto-dolzhen-soderzhat-pridomovuyu-territoriyu-novoe-v-zakonodatelstve-2018-goda
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MM Отправить личное сообщение

Земельный участок под многоквартирным домом
  Список форумов Форум жителей Красногорского района » Новости
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
Design by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS