ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
Главная Адвокат по земельным спорам Аналитические статьи земельных юристов Земельные юристы - финансисту ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
Вопрос о правах на землю под МКД остается насущным, в первую очередь - для собственников помещений. Одна из причин заключается в том, что он имеет ключевое значение для определения момента возникновения обязанности по уплате земельного налога, а также для произведения расчетов за аренду этой земли. О практических проблемах, связанных с законным владением земельными участками под МКД, свидетельствует многочисленная арбитражная практика, в том числе на уровне Президиума ВАС РФ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, возникает у собственников помещений в МКД в силу закона:
- с даты вступления в силу ЖК РФ (с 01.03.2005) - в отношении участков, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
- с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета - в отношении участков, не сформированных до 01.03.2005 <1>.
--------------------------------
<1> МКД, введенные в эксплуатацию после 01.03.2005, принимаются комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие дома.
Если быть точнее, законодатель выбрал формулировку "участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД". Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13147/09, такая передача земли в общую долевую собственность не предусматривает издания уполномоченным органом нормативного акта. Об этом же четко сказано в п. 66 Постановления N 10/22 <2>: каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
--------------------------------
<2> Постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Права на землю под новостройками
28 марта 2012 г. на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 N 11642/11, в котором были сделаны важные выводы относительно статуса земельного участка под домом, введенным в эксплуатацию. Так, застройщик получил землю в аренду для возведения МКД. После того как дом был построен, а помещения - переданы дольщикам, застройщик и публичный собственник земли подписали соглашение о расторжении договора аренды и акт приема-передачи участка арендодателю. Однако управление Росреестра отказало в погашении регистрационной записи об аренде. Обоснование чиновников было следующим: на момент обращения в реестр были внесены не все записи о государственной регистрации прав на помещения в МКД, в связи с чем право аренды земли осталось обремененным ипотекой в пользу участников долевого строительства. Суды трех инстанций поддержали застройщика. Президиум ВАС РФ отменил эти судебные акты, отметив: хотя выводы судов и не противоречат закону, ими не были учтены еще некоторые важные положения, а именно приведенные выше нормы о возникновении права собственности на землю под МКД и, кроме того, правило о признании регистрации права собственности на помещение в МКД одновременной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ), а также разъяснения, данные в Постановлении N 10/22. Все эти нормы позволили Президиуму ВАС РФ заключить: земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц, а мэрия утрачивает право на распоряжение им. Таким образом, заключение соглашения о расторжении договора аренды между застройщиком и мэрией и возврат участка мэрии невозможны. Недопустимо и распоряжение этими лицами участком. Более того, с момента возникновения у собственников помещений в доме общей долевой собственности на земельный участок договор аренды этого участка должен считаться прекратившим свое действие на основании ст. 413 ГК РФ <3>, поскольку возникновение права собственности на помещения влечет не только возникновение права общей долевой собственности на землю, но и переход к собственникам помещений права аренды этого участка. Поэтому и застройщик, и мэрия, и любой из собственников участка вправе обратиться в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прекращения договора аренды.
--------------------------------
<3> В данной статье сказано о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице.
Позиция Президиума ВАС РФ. Сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок под вновь построенным домом поступает в общую долевую собственность собственников помещений в нем с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в МКД.
Кстати, именно из этого принципа исходят арбитры в спорах о взыскании представителем публичного собственника земли сумм арендной платы с застройщика после ввода МКД в эксплуатацию. Они полагают, что земля перешла в собственность бывших дольщиков, соответственно, застройщик перестал пользоваться земельным участком, а публичное образование утратило право на взыскание арендной платы (Постановления ФАС ПО от 28.02.2011 по делу N А49-2793/2010, ФАС СЗО от 08.02.2012 по делу N А56-66160/2009, от 27.12.2011 по делу N А56-7453/2011). Если застройщик возводит несколько МКД (корпусов в жилом комплексе) на предоставленном ему в аренду земельном участке, по мере ввода в эксплуатацию каждого дома арендные правоотношения прекращаются в соответствующей части, взыскивать арендную плату за весь первоначально предоставленный под застройку участок нет оснований (Постановления ФАС МО от 23.05.2011 N КГ-А40/4023-11, ФАС ПО от 29.04.2011 по делу N А12-14473/2010). Также нельзя продлевать договор аренды в отношении всего участка, часть которого занята сданными в эксплуатацию МКД (Постановление ФАС ДВО от 26.04.2011 N Ф03-1190/2011).
Примечательно, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.01.2012 N 11642/11 пришел к выводу о переходе в собственность собственников помещений земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет еще до возведения МКД и предоставленного в аренду с целью строительства дома. Этот момент весьма важен, поскольку формирование участка именно для эксплуатации дома, а не для его строительства может стать необходимым условием для возникновения права общей долевой собственности на землю под МКД. Кстати, в споре, рассмотренном ФАС ЗСО (Постановление от 24.06.2011 по делу N А70-8899/2010), представитель публичного собственника обосновал свое требование о взыскании арендной платы с застройщика именно тем, что под сданным в эксплуатацию МКД земельный участок не формировался (участок был сформирован в 2002 г., до сдачи дома в эксплуатацию), следовательно, он не мог перейти в собственность дольщиков. Однако арбитры отвергли эти доводы, указав, что нет требований о формировании иного участка земли. Что касается ФАС СКО, то он в аналогичной ситуации посчитал подобные аргументы существенными и указал: введение в эксплуатацию жилого дома (расположение на части земельного участка жилого дома) не является достаточным обстоятельством, позволяющим определить, в какой части прекратилось арендное правоотношение, поскольку земельный участок... сформирован для целей проектирования и строительства, но не для целей использования многоквартирного дома. Застройщик не подтвердил, что площадь для эксплуатации жилого дома и объектов, входящих в состав общего имущества, соответствует общей площади арендованного земельного участка, поэтому нельзя считать, что у собственников помещений в МКД возникло право собственности на землю, следовательно, арендные правоотношения не прекращены. Таким образом, требования арендодателя о взыскании с застройщика арендных платежей были удовлетворены (Постановление от 26.08.2011 по делу N А32-7776/2010).
Правило о возникновении права общей долевой собственности на сформированный земельный участок под новостройкой работает, даже если такой участок находился в собственности не у публичного образования, а у частного лица (например, у застройщика). После первой по времени регистрации права собственности на помещение в МКД право общей долевой собственности возникает у собственника, одновременно прекращается право собственности на землю у застройщика. Это подтверждает Постановление ФАС СЗО от 31.03.2011 по делу N А56-39901/2010 (оставлено без изменения Определением ВАС РФ от 26.07.2011 N ВАС-9209/11), в котором был признан недействительным отказ управления Росреестра в регистрации прекращения права собственности застройщика на землю. Застройщик мотивировал подачу заявления в Росреестр отказом от права, а суды уточнили: такое заявление застройщика фактически направлено на прекращение в соответствии со ст. 238 ГК РФ права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать.
Использование земли собственниками нежилых помещений
Ранее, когда вся земля в жилой застройке принадлежала публично-правовым образованиям, существовала практика заключения договоров аренды (в том числе с множественностью на стороне арендатора) с собственниками нежилых помещений в МКД. Такие договоры, заключенные до введения в действие ЖК РФ, нельзя признать недействительной сделкой, однако они прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ) в момент возникновения права общей долевой собственности на землю. Соответственно, если участок был сформирован до введения в действие ЖК РФ, обязательство собственника помещения в доме по внесению арендной платы прекращается с 01.03.2005, а если позднее - с даты формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета. Перечисленные начиная с этой даты арендные платежи подлежат возврату собственникам помещений как неосновательное обогащение. Если договор аренды датирован более поздней датой по сравнению с моментом возникновения права общей долевой собственности на землю, он является недействительной сделкой, соответственно, платежи по нему также подлежат возврату собственникам помещений. Эти выводы подтверждают арбитры (см. Постановления ФАС ЗСО от 11.07.2011 по делу N А27-15998/2010, ФАС СЗО от 23.05.2011 по делу N А52-3071/2010, ФАС СКО от 31.08.2011 по делу N А32-15425/2010, от 11.07.2011 по делу N А53-23530/2009, от 22.04.2011 по делу N А32-8569/2010, ФАС УО от 17.11.2011 N Ф09-6843/11, от 26.08.2011 N Ф09-5312/11).
При этом важно учитывать статус нежилого помещения. Например, в Постановлении ФАС МО от 21.07.2011 N КГ-А40/7441-11 решающим фактором при решении спора в пользу арендодателя земли стало то обстоятельство, что нежилое помещение было признано пристройкой, но не частью МКД (нежилое помещение ответчика имеет самостоятельное назначение, не имеющее отношения к жилому дому в смысле положений ЖК РФ, поскольку пристройка имеет отдельный вход, является обособленной и может использоваться автономно от всего дома, несмотря на то что ее наземная часть пристроена к наружной капитальной стене жилого дома и конструктивно (технически) связана с домом частью подвальных помещений, встроенных в жилой дом), а арендованный земельный участок не являлся участком, необходимым для эксплуатации МКД. Следовательно, суды пришли к выводу, что собственник этой пристройки обязан оплачивать аренду земли. Кстати, собственник может использовать выводы арбитров о том, что его помещение не имеет отношения к жилому дому, в решении вопроса об участии в осуществлении расходов на содержание общего имущества в МКД.
Если же участок не был сформирован и в отношении его не был проведен государственный кадастровый учет, земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Данный вывод подтвержден в п. 67 Постановления N 10/22. А это уже свидетельствует о правомерности взимания с собственников нежилых помещений платы за пользование землей (см. Постановления ФАС УО от 19.03.2012 N Ф09-474/12, от 03.06.2011 N Ф09-10686/10-С6). Вместе с тем в Постановлении N 10/22 судьи заключили, что собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под МКД. В частности, муниципалитет не вправе согласовывать размещение на таких участках новых объектов (например, магазинов) (Постановление ФАС ПО от 20.10.2010 по делу N А72-18244/2009). Поскольку собственники помещений в МКД не стали собственниками земли, они также не вправе распоряжаться ею. Получается, что до формирования участка и проведения его кадастрового учета все проекты, связанные с размещением на придомовой территории каких-либо объектов, будут заморожены.
Кроме того, в п. 67 Постановления N 10/22 указано: хотя собственники помещений в МКД и не являются собственниками несформированного земельного участка, они вправе владеть и пользоваться им в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В данном случае собственники помещений являются законными владельцами земельного участка под МКД и имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (ст. 305 ГК РФ).
Плательщики земельного налога
Согласно п. 1 ст. 388 ГК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, являющимися объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в том числе на праве собственности. Вместе с тем, как указал Пленум ВАС РФ в п. 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Выше было упомянуто, что регистрация права собственности на помещение в МКД одновременно является регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом право общей собственности на землю возникает в силу закона независимо от регистрации этого права в реестре. Регистрация права в данном случае носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер (Письмо Минэкономразвития России от 21.12.2011 N Д06-6370). Соответственно, собственники помещений в МКД признаются плательщиками земельного налога с того момента, когда у них возникает право собственности на землю (как говорилось ранее, с 01.03.2005 либо с даты формирования участка и постановки его на кадастровый учет, если это произошло позднее 01.03.2005). Об этом не устает напоминать Минфин России (Письма от 30.03.2012 N 03-05-05-02/67, от 21.04.2011 N 03-05-05-02/22, от 05.03.2011 N 03-05-05-02/12, от 02.02.2011 N 03-05-05-02/06).
Впрочем, собственникам помещений в МКД не придется уплачивать земельный налог до тех пор, пока в реестре зарегистрировано право собственности на участок за застройщиком. Застройщик утрачивает обязанность по уплате земельного налога в отношении части земельного участка, соответствующей доле собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения изменений в реестр в части уменьшения размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на долю собственника помещения в праве общей собственности на земельный участок (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-06/1/837, от 13.12.2011 N 03-05-05-02/64). Однако вспомним Постановление ФАС СЗО от 31.03.2011 по делу N А56-39901/2010, в котором суд признал, что управление Росреестра обязано зарегистрировать прекращение права собственности застройщика на земельный участок (при условии что дом сдан в эксплуатацию, все помещения переданы дольщикам, право собственности хотя бы одного из них зарегистрировано) на основании заявления застройщика об отказе от права собственности. Полагаем, как только из реестра исключается упоминание о праве застройщика на землю, плательщиками земельного налога становятся собственники помещений в МКД.
* * *
Для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под МКД не требуется издания каких-либо специальных актов органами власти, главное - формирование участка и проведение его кадастрового учета. Если это условие выполнено, собственники помещений становятся собственниками и земельного участка. А это означает, что прекращается ранее существовавшее право собственности на эту землю у публично-правового образования или частного лица (застройщика). Соответственно, у публично-правового образования нет оснований для взыскания арендных платежей ни с застройщика, ни с собственников нежилых помещений в МКД, даже если срок действия ранее заключенных договоров аренды еще не истек. Если же участок не сформирован, он по-прежнему находится в собственности публично-правового образования, которое, однако, не вправе распоряжаться землей в той части, которая необходима для эксплуатации жилого дома.
В настоящее время одним из аргументов в пользу создания ТСЖ является то, что это необходимо для оформления прав на придомовой участок. Свое мнение по этому вопросу высказывает юрист из г. Санкт-Петербурга Н. Федорова.
Статья 36 Жилищного кодекса говорит о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит в числе прочего имущества прилегающий земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. В соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса», если земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до введения Жилищного кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, земельный участок должен иметь установленные границы и должен быть поставлен на кадастровый учет, в этом случае земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений без какой-либо процедуры предоставления, т.к. такая процедура законом не предусмотрена. Статьей 23 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на квартиру (комнату) является одновременно государственной регистрацией права на общее имущество в многоквартирном доме, куда входит земельный участок. Право на общее имущество дома, куда входит земельный участок, возникает в силу закона, а не после государственной регистрации, как на квартиру. Это подтверждается письмом Министерства Финансов РФ от 17 мая 2006 г. N 03-06-02-02/65. Следует сказать, что если в доме имеются нежилые помещения (встроенные), которые находятся в собственности каких-либо фирм, то собственник этого нежилого помещения также имеет право на общее имущество и на земельный участок. Собственником не приватизированных квартир является город, а в его лице КУГИ, которому также принадлежит часть общего имущества дома, включая земельный участок. При этом, согласно Жилищному кодексу, никакое общее имущество, и земельный участок в том числе, не может быть отчуждено (продано, подарено и т.д.) отдельно от квартиры (комнаты) или нежилого помещения, которое находится в доме (например, магазин на первом этаже многоквартирного дома). Наша санкт-петербургская власть говорит о том, что в городе вся земля (за редким исключением) – государственная (городская). Те, кто прошел суды по уплотнительной застройке, наверно, знают, что представители Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Правительства Санкт-Петербурга утверждают, что под наши дома не было землеотводов. На юридическом языке это означает, что наши дома являются самовольной постройкой (ст. 222 Гражданского кодекса РФ) и, следовательно, по закону подлежат сносу. Представители власти, как всегда, лукавят. По их логике у нас почти весь город является самовольной постройкой.
Таким образом, в первую очередь следует установить, сформированы ли земельные участки придомовая территория) наших домов, т.е. существуют ли земельные участки в установленных границах как объект земельных отношений. Ни один дом в Ленинграде не строился без землеотводов под строительство. С 1959 по 1989 год в Ленинграде действовали «Правила застройки Ленинграда и его пригородов», утвержденные решением Ленгорисполкома от 20 ноября 1959г. № 49-2-п. Эти «Правила застройки» действовали до 1989 года и были отменены в связи с принятием новых «Правил». Согласно «Правилам застройки» 1959 г. решением Ленгорисполкома выделялся земельный участок для строительства и дальнейшей эксплуатации на правах бессрочного пользования. Архитектурно планировочное управление (ныне КГА) на основании решения исполкома Ленгорсовета об отводе застройщику земельного участка составляло акт о предоставлении этого участка в бессрочное пользование. Без этого акта застройщик не имел право на использование участка. Трест ГРИИ архитектурно – планировочного управления (АПУ) составлял строительный паспорт, который включал в себя межевой план участка, в котором были указаны границы этого участка «Правилами» было запрещено приступать к использованию земельного участка до установления его границ. Аналогичные положения были закреплены в Земельном кодексе РСФСР 1970года. К акту о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование прикладывался межевой план участка. Без акта бессрочного пользования земельным участком невыдавалось разрешение на строительство, а также не могло быть принято в эксплуатацию построенное здание. Таким образом, под строительство выделялся земельный участок в установленных границах на праве бессрочного пользования, т.е. земельный участок был уже сформирован еще доначала строительства.
После приемки здания в эксплуатацию застройщик передавал необходимую документацию на дом в управляющую организацию (ЖЭК, ЖСК и т.д.), в том числе акт об отводе земельного участка и генплан. Поэтому эти документы должны быть у председателя ЖСК (если дом кооперативный) или в ЖЭК (если дом был в ведении местных советов). Кроме того, в ПИБе имеется генплан и Описание земельного участка, т.к. ПИБ ведет технический учет жилищного фонда. Проведение правовой регистрации всех строений городов и рабочих поселков, независимо от их ведомственной принадлежности, было возложено на БТИ (ПИБ) соответствующих исполкомов Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.68 г. № 83. Согласно п.7 Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих и дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной вышеуказанным Приказом, регистрации подлежали строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. В то время земельные участки не регистрировались отдельно от строений, единицей учета было домовладение (дом и земельный участок, как единый объект). Согласно п.8 Инструкции Минкомхоза от 21.02.68 г. основными документами, устанавливающими право собственности на строение, являлись в том числе и акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации. Форма указанного акта является приложением к Правилам застройки Ленинграда и его пригородов 1959 года. Согласно п.12 вышеуказанной Инструкции Минкомхоза БТИ обязано было при регистрации строений получить документы, подтверждающие право собственности на строения, а также составить по документам письменное заключение, в котором должны было быть указаны как адрес строения, так и площадь земельного участка по землеотводным документам и последнему обмеру в натуре. Заключение БТИ о принадлежности строения на праве собственности со всеми документами и проектом решения представлялось на рассмотрение соответствующего исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся, после чего производилась первичная регистрация строения с обслуживающим земельным участком (п. 13 Инструкции Мин-комхоза 1968 г.). Жилые дома вместе с земельным участком передавались на баланс РЭУ, ЖЭК и т.д. для дальнейшей эксплуатации. Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Минкоммунхозом РСФСР 31.12.1968 г. в состав технической документации на объекты, обслуживаемые организациями ЖКХ, входил технический паспорт на жилой дом (дома) и земельный участок. Аналогичные документы предусмотрены также ныне действующими «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. № 170. Каждый из нас много лет оплачивает уборку придомовой территории, площадь которой определяется по техническим паспортам БТИ, находящимся в ЖЭКах. Таким образом, земельные участки были не только сформированы, но и проходили правовую регистрацию, существующую на тот момент, которая в настоящее время, в соответствии со ст. 6 ФЗ»О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.
Следующий вопрос, который имеет значение для собственников помещений в многоквартирном доме: поставлен ли земельный участок на кадастровый учет. С 1977 года был введен государственный земельный кадастр ( постановление Совета Министров РСФСР от 10 августа 1977 г. № 417, которое было отменено только в 1992 году.). Постановление СМ РСФСР № 417 было издано во исполнение постановления Совета Министров СССР от 10.06.77г. № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра», которым было установлено ведение государственной земельно-кадастровой книги района (города). В этой земельно-кадастровой книге указывались правообладатель земельного участка, площадь земельного участка, основание пользования земельным участком, а также другие сведения. Таким образом, все земельные участки в установленных границах проходили кадастровый учет в соответствии с указанным постановлением.
Согласно Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда, принятой в 1985 г., (п. 1.3.) под домом как объектом правовой регистрации стало подразумеваться одно или несколько строений с принадлежащими им служебными строениями и сооружениями (или без них), которые расположены на одном земельном участке, под самостоятельным порядковым номером по улице, переулку, площади. Право пользования земельными участками, на которых расположены дома с обслуживающими их строениями и сооружениями, стало регистрироваться отдельно в установленном в союзных республиках порядке (п.1.9. Инструкции). В соответствии с Законом РФ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «О плате за землю» собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагались земельным налогом. Согласно ст. 8 Закона, Инструкции Государственной налоговой службы РФ № 29 от 17.04.95 г. налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской черты, взимался со всей площади земельного участка. Таким образом, земельный участок в установленных границах, предоставленный для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома, т.е. объект учета в БТИ (ПИБ) являлся объектом налогообложения.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 было отменено постановление Совета Министров РСФСР № 417, было предписано органам исполнительной власти, в том числе городов Москвы и Санкт-Петербурга, в 1992–1995 г.г. обеспечить проведение работ по инвентаризации земель, а также было утверждено новое «Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра», в соответствии с которым сведения о правовом положении земель отражались в государственной кадастровой книге земель. Работы по инвентаризации земель финансировались за счет средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 622 Роскомземом было разработано и утверждено 17 мая 1993 г. «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов», которое определяло основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (населенных пунктов). Основными задачами проведения инвентаризации земель являлись выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков, выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения, а также установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности. Согласно «Временному руководству…» сбору, изучению и анализу подлежали:
•
◦материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта;
◦сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки города, необходимые для проведения инвентаризации земель;
◦материалы предыдущих инвентаризаций;
◦документы и материалы по отводу земельных участков (в том числе и БТИ);
◦сведения дежурных планов отводов и застройки;
◦материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях);
◦материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т.д.;
Особое внимание следовало уделять изучению всех документов и материалов, в том числе проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков города (решение органа власти об отводах, сведения о землепользователях, землевладельцах, акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, результаты произведенных измерений по границам землепользований и др.). В качестве кадастровой учетной единицы выступало конкретное землепользование (землевладение).
Согласно Указу Президента РФ от 11.12.93 г. № 2130 ведение государственного земельного кадастра, начиная с конца 1993 г. и до 1999 года, было возложено на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, учет земель велся в поземельных книгах, выписки из которых, а также дела правоустанавливающих документов впоследствии были переданы в ГУ ГБР (ныне – Главное управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на Галерном проезде, д.3). Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденным приказом от 27.12.94 г. на указанный Комитет были возложены проведение инвентаризации земель Санкт-Петербурга, ведение регистрационной (поземельной) книги и государственного земельного кадастра. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (КЗРиЗ) был издан приказ № 46 от 10.08.93 г., которым была утверждена «Временная инструкция о порядке учета земель, регистрации землевладений и землеполь-зований по фактическому использованию в Санкт-Петербурге», согласно которой учету подлежали все без исключения земельные участки, расположенные в пределах территории городских земель, изготавливались чертежи границ земельных участков, материалы топографо-геодезических работ передавались в управление земельного кадастра для присвоения земельному участку кадастрового номера. На каждый земельный участок заводилось землеустроительное дело. При этом при формировании правоустанавливающей части землеустроительного дела использовались постановления, решения, распоряжения, приказы бывших и существующих органов государственного управления о предоставлении земельного участка; акты о закреплении земельных участков за землепользователями, выданные при приемке объектов в эксплуатацию, планы земельных участков, межевые планы, планы границ земельных участков, относящиеся к конкретным земельным участкам, справки районных ПИБ, БТИ о балансовой принадлежности здания, технические паспорта на участки и здания, оформленные инвентаризационными учреждениями. Аналогичные акты с теми или иными вариациями были изданы и в других местах.
Следовательно, земельные участки, на которых стоят наши дома, и ранее учтенные в БТИ также проходили кадастровый учет в поземельных книгах, о существовании которых мало кто знает.
2 января 2000 года был принят Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» N 28-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 7 указанного Закона государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным. Статьей 5 ФЗ «О государственном земельном кадастре» были установлены сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах (следовательно, и в архивах БТИ). Для подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального Закона от 02.01.2000 г., Росземкадастром 10.04.2001 г. были утверждены «Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках», в соответствии с которыми составлялся «Перечень ранее учтенных земельных участков» в границах каждого кадастрового квартала, «Перечень…» входил в состав инвентаризационной описи. При составлении «Перечня…» использовались в том числе и материалы инвентаризации земель. Для включения в инвентаризационную опись использовались сведения о земельных участках, содержащиеся в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога (для многоквартирных домов – плательщиками налога являлись организации ЖКХ).
Таким образом, земельные участки, выделенные для строительства домов, до вступления в силу ФЗ «О земельном кадастре РФ» являются «ранее учтенными земельными участками», и сведения о них являются юридически действительными в силу ст.7 ФЗ «О земельном кадастре», несмотря на то что эти сведения могут отсутствовать в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ).
В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу предоставления сведений о ранее учтенных земельных участках Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости было подготовлено письмо от 13 сентября 2007 г. за № ВС/1345, которым было разъяснено, что ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», по которым вне зависимости от места хранения документов имеются:
•записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР);
•оформленные в установленном порядке пра-воудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, договоры аренды и т.п.);
•соответствующее решение о предоставлении земельного участка;
•записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;
•сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России 17.05.1993 г.;
•сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном «Положением о порядке установления границ землеполь-зований в застройке городов и других поселений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 105;
•записи в книгах выдачи «Свидетельств о праве собственности на землю», ведение которых осуществлялось в соответствии с «Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю», утвержденным Роскомзе-мом 20.05.1992 г.
Федеральная служба земельного кадастра России издала приказ от 15.06.01 г. за № П\119 «Об утверждении документов земельного кадастра», которым утвердило «Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздел «Земельные участки». Раздел «Земельные участки» предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, в том числе внесения сведений о ранее учтенных земельных участках. При этом сведения о ранее учтенных земельных участках вносились на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям Росземкадастра от 10.04.2001 г. о проведении инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, т.е. на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. Никакого проекта межевания не требуется, т.к. земельные участки были предоставлены для строительства и дальнейшей эксплуатации наших домов уже в установленных границах, которые не подлежали пересмотру.
Согласно ст.22 ФЗ «О земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка. Таким образом, поскольку земельные участки, на которых стоят наши дома, имеют установленные границы, прошли кадастровый учет уже давно (являются ранее учтенными земельными участками), то в силу ст.16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса», ст.36 Жилищного кодекса РФ земельные участки принадлежат на праве собственности собственникам помещений дома. Земельный участок с элементами благоустройства и озеленения был включен в состав единого комплекса общего имущества (кондоминиум) еще ФЗ «О товариществах собственников жилья», принятым 15.06.1996 г. Этим Законом было определено, что общее имущество, включая земельный участок, не подлежит отчуждению отдельно от права собственности на помещения дома. Вопреки мнению городских властей и некоторых некомпетентных судей о том, что мы можем получить в собственность земельный участок только в случае создания ТСЖ, создавать ТСЖ необязательно, право собственности на общее имущество возникало независимо от членства в ТСЖ. По этому поводу Конституционный суд вынес Постановление от 3 апреля 1998 г. № 10-П, в котором указал, что «товарищество как один из возможных способов управления кондоминиумом и членство в нем являются производными (вторичными) по отношению к праву собственности домовладельцев. По смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от членства в товариществе». ФЗ «О ТСЖ» было определено, что собственники помещений в доме, а не ТСЖ, имеют право на земельный участок в нормативных размерах. Статья 10 ФЗ «О товариществах собственников жилья» устанавливала, что границы земельного участка в кондоминиуме определялись действующим землеотводом. В соответствии с пунктом 2 «Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», утвержденным постановлением Правительства от 26.09.97г. № 1223, границы действующих землеотводов не подлежали пересмотру. Понятие «многоквартирный дом», используемое в Жилищном кодексе РФ, является синонимом понятия «кондоминиум». Таким образом, законодательство не предусматривало пересмотра границ земельного участка (перемежевания), т.е. то, что сейчас нам предлагают сделать органы исполнительной власти: перемежевать участок, установив его границы «по обрезу фундамента» или на метр от него. Нормативный размер земельного участка определяется в соответствии с СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», утвержденных приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.98г. № 59. ФЗ «О товариществах собственников жилья» было предусмотрено, что органы власти могут распоряжаться только сверхнормативной землей. Поэтому уплотнительная застройка на придомовых территориях в границах действующих землеотводов на нормативной земле незаконна, т.к. она нарушает права собственности собственников помещений многоквартирного дома; фактически городская власть распоряжается чужой собственностью. В соответствии с Жилищным кодексом право на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, возникает на момент государственной регистрации этого права, а в силу закона, – независимо от наличия регистрации права. По желанию собственника помещения право общей долевой собственности может быть зарегистрировано. Для этого следует обратиться в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и получить кадастровый план ранее учтенного земельного участка. При этом следует запрашивать кадастровый план для регистрации ранее возникших прав (для предъявления в учреждение юстиции), т.к. в зависимости от назначения сведений заполняются различные формы кадастровых планов. В нашем случае должны заполняться бланки В.1 – В.4 (четыре бланка). В организации, обслуживающей дом (в Санкт-Петербурге это Жилкомсервис), следует получить документ технического учета, содержащий сведения о составе общего имущества многоквартирного дома.
Материал предоставлен журналом “Коммунальщик” выпуск “3/2008.
09.07.2018 | Кто должен содержать придомовую территорию? Новое в законодательстве 2018 года
28 июня 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разрешающие вопрос о том, кто несет расходы по содержанию и благоустройству придомовой территории в случае, когда земельный участок под МКД и (или) прилегающий к МКД не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Александрович Кокин анализирует новые поправки, отмечая введение важных понятий в Градостроительный кодекс РФ (например, понятие «прилегающая территория» определена как территории общего пользования), и дополнение Закона № 131-ФЗ новой статьей 45.1, содержащей требования к правилам благоустройства территории муниципального образования. Указанная статья предусматривает возможность участия (в том числе, финансового) собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также устанавливает случаи, когда содержание земельного участка осуществляется не за счет собственников, а за счет органов государственной власти и местного самоуправления.
Видеозапись является фрагментом семинара «Особенности жилищного законодательства: новые нормы, актуальные вопросы», состоявшегося 31 мая 2018 года в Санкт-Петербурге.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах